Олег Ягов: «Пензенская область вошла в число регионов, в которых наиболее серьезно занимаются разработкой туристических маршрутов
21.03.2017г, РИА Пензенской области. Недавно делегация Пензенской области вернулась из рабочей поездки во Владимирскую область. Основной целью визита был обмен опытом и налаживание сотрудничества в сфере туризма. О результатах поездки рассказывает нашему корреспонденту заместитель председателя правительства региона Олег Ягов, возглавлявший делегацию.
- Олег Васильевич, почему именно Владимирская область была выбрана для изучения опыта развития туристической отрасли?
- В декабре прошлого года наши регионы были отмечены в ходе парламентских слушаний в Москве в Совете Федерации. Было принято решение распространить опыт Пензенской и Владимирской областей в сфере развития туризма и культурного просвещения молодежи на другие регионы нашей страны. К примеру, наш проект «Культурный дневник школьника», который мы сейчас доработали, уже совсем скоро будет внедряться в других субъектах России.
На недавнем Инвестиционном форуме в Сочи губернатор Иван Белозерцев встречался с главой Владимирской области и среди прочих вопросов обсудил перспективы развития и взаимодействия в сфере туризма. Иван Александрович по итогам встречи обратил внимание на успехи наших коллег и порекомендовал нам посетить Владимирскую область. Поделиться своим опытом, а также посмотреть на наиболее удачные наработки, полезные для нашего региона.
- На какие основные успехи в развитии туристической отрасли вы обратили внимание в первую очередь?
- Понятно, что Владимирская область имеет богатые традиции и возможности в части развития туризма. У них, что ни объект, то под охраной ЮНЕСКО, десятки древних памятников. Безусловно, территориальная близость к Москве также сказывается на потоке туристов. Однако изначально нас заинтересовал их опыт в организационной структуре этой сферы. Не буду подробно останавливаться на этом, скажу, что по итогам принято решение о разработке министерством культуры совместно с министерством образования специальных программ по переобучению специалистов муниципалитетов, с тем, чтобы они активнее и как можно более профессионально могли продвигать сферу туризма у себя на местах. Мы должны научить их непосредственно продвижению своих достопримечательностей, местных брендов, мероприятий, которые могут заинтересовать гостей, как и из нашего региона, так и из-за его пределов. Мы должны познакомить туроператоров с людьми, которые отвечают за сферу туризма в муниципалитетах, наладить их взаимодействие. Кстати, такая проблема существует и во Владимире, они также разрабатывают курсы повышения квалификации специалистов районных и городских администраций. Думаю, нам очень пригодится такое совместное взаимодействие.
- Какие еще интересные наработки вам удалось увидеть в ходе поездки, и каким успешным опытом Пензенской области вы поделились?
- Нам был интересен опыт работы «Школы юных музееведов». Эта двухгодичная школа работает во Владимире по выходным. Школьников готовят как специалистов музейного дела, а параллельно они фактически становятся готовыми экскурсоводами. Такой ребенок может идти по родному городу и одновременно проводить экскурсию. Он обладает для этого необходимым багажом знаний и умений. Это очень интересно.
Я сторонник того, чтобы реализуемые и планируемые культурные и туристические проекты были тесно связаны с воспитанием, просвещением, развитием молодого поколения. Если ребенок с ранних лет будет с родителями, с одноклассниками, с учителями часто посещать объекты культуры, то для него это войдет в правило жизни, которое он будет передавать и своим детям, и внукам из поколения в поколение. Поэтому мы, в первую очередь, обменялись опытом по культурному просвещению молодежи.
Я уже не раз отмечал, что наш проект «Вагон знаний» очень хорошо воспринят на федеральном уровне. Другой уникальный проект – это «Культурная палитра 58-го региона», когда дети организовано, во время каникул, по специально разработанным программам посещают объекты культуры. Аналогов этому начинанию я не встречал.
- Олег Васильевич, какие, как сейчас говорят, точки роста этой отрасли для Пензенской области вы можете назвать?
- Я считаю, что таких направлений сейчас несколько. Нам необходимо развивать событийный туризм. Кроме музеев люди с интересом посещают фестивали, праздники и т.д. Возьмем для примера Суздаль. Город с населением около 10 000 человек, а посещают его в неделю в три раза больше туристов, чем самих жителей в городе. Они сделали ставку на событийный туризм. В городе в течение года проходит более 60 крупных событийных мероприятий, таких как, Праздник топора, Велолето, Суздальская верста, Праздник Лаптя, День огурца и многие другие.
У нас также проводятся крупные мероприятия. Это и всем известные «Кинофест» и Jazz May. В ближайших планах сделать Пензенскую область столицей военно-исторических фестивалей. В этом году у нас в третий раз состоится фестиваль «Марсово поле». В конце 2016 года мы провели зимний фестиваль «Рубежи Московского царства», который должен стать регулярным. В нынешнем году в планах проведение фестиваля «Золотаревское городище — перекресток цивилизаций» (в 2017 году он будет посвящен 780-летию Золотаревского сражения – одного из самых крупных в период нашествия Батыя на Русь).
Как идет развитие и создается туристический продукт? Если в него с каждым годом вкладывается все больше сил, то он набирает популярность и становится межрегиональным, а потом, возможно, и всероссийским. Для примера возьмем «Марсово поле», на второй фестиваль к нам приехало уже в два раза больше участников. Я считаю, что мы только в начале пути. Для того чтобы наши мероприятия были привлекательны, мы должны войти во всероссийский календарь этих мероприятий, и второе – тесно сотрудничать с другими регионами. Необходимо больше рекламировать свой регион в России на федеральном уровне.
Еще одним интересным и перспективным направлением для развития является гастрономический туризм. В рабочей поездке мы общались с вице-президентом Ассоциации малых городов Игорем Кехтером. И он подчеркнул, что сейчас турист в своих поездках ищет, где можно хорошо и качественно покушать, желательно с местным колоритом, по тем рецептам, которые присущи данной территории. Почему нам не сделать такую кухню 18- 19 века, для Пензенской области того времени. Мы мало занимаемся маркетингом.
Еще одно важное направление - это специализированные выставки. Не секрет, что участие в каждой такой выставке требует больших финансовых затрат, но если мы не будем демонстрировать свой регион, предлагать туристическим фирмам наши маршруты, о нас никто не узнает.
В заключение беседы, хотел бы отметить, что Пензенская область отмечена в числе 23 регионов России, в которых наиболее серьезно занимаются разработкой туристических маршрутов.